Страницы

Революции. Время перемен







  Мы так привыкли к счастливой, спокойной и размеренной жизни в нашей школе . Наверное, здесь тоже бывают разные ветры, но нас, детей, они обходят стороной, хотя с возрастом мы понимаем, как непрост этот большой и взрослый мир за школьными стенами.  Чаще мы являемся свидетелями неурядиц у себя дома – какие-то семейные хлопоты, проблемы родителей с работой, бизнесом… Мы росли с пониманием безбрежности мира и нашей свободы выбора в уже таком близком будущем. Кто-то планировал для себя получение дальнейшего образования здесь, в Кыргызстане, кто-то из нас в своих мыслях и семейных планах уже связал себя и свое будущее с Землей Обетованной,  а для кого-то актуальны и другие возможности жизни за школьным порогом. 
А потом случились два события, которые в чем-то лишили нас этой определенности…


  Первая революция произошла в Кыргызстане 24 марта 2005 года. В ночь после захвата Дома Правительства произошли массовые грабежи большинства магазинов, торговых центров и офисов. Многие из наших родителей пострадали – кто-то лишился работы, кто-то потерял свой бизнес или с большими потерями сумел его как-то сохранить. Из страны бежал ее первый Президент, началась полоса нестабильности – родители боялись пускать нас в школу, поскольку на улицы вышел криминал. А потом жизнь вошла в привычное русло и все успокоилось, хотя страх остался, а витрины магазинов оказались за решетками и стальными жалюзями. Но все были живы и здоровы, и хотя мы все пережили общий стресс, но оставались частью общего – общих переживаний и общих надежд.


  Вторая революция произошла через пять лет – 7 апреля 2010 года. И здесь нам стало по-настоящему страшно. И дело здесь не только в повторении грабежей – они были менее значительными, поскольку многие привлекательные для мародеров места были надежно защищены, а на руках их защитников оказалось много оружия. Ужас оказался в другом – в ходе революции, при захвате Дома Правительства, а также в ходе грабежей погибли люди. Много людей – почти 100 человек… И это было только начало. Ночью состоялась попытка поджога городской синагоги. Пришли какие-то люди и стали забрасывать ее бутылками с зажигательной смесью. К счастью, охрана успела вызвать группу захвата, руководители еврейской общины и кто-то из наших родителей-силовиков сумели направить к синагоге дополнительные силы. Огонь тушили живущие по соседству люди – кыргызы, русские, узбеки. Обошлось… 
  А утром весь местный интернет обошла фотография, от которой наши родители схватились за сердце. На фотографии был заснят огромный плакат, висевший на ограде Дома Правительства, на котором было сказано о том, что «грязным евреям» и таким, как сын второго Президента нет места в Кыргызстане… Этот плакат провисел два дня. Несколько дней мы не учились. Родители не выпускали нас на улицу и меньше старались выходить сами. Потом занятия в школе начались, но сразу стало видно, что многое изменилось и в школе. На территории стало много охраны, а зайти в школу и выйти из школы стало еще сложнее. А когда мы отмечали День Независимости Израиля, мы не сразу поняли, почему в школе были закрыты все окна и двери, музыка и песни звучали не так громко, как обычно, а все учителя-мужчины отсутствовали в актовом зале. А потом начались звонки родителей, и мы узнали, что толпы людей, устроивших митинг в нашей части города, двигались по направлению к центру города. Их маршрут должен был пройти около нашей школы. Вот вся охрана и мужчины-учителя заняли места у входов-выходов… 
Кстати, с первых дней мы знали, кто помог школе больше всех. Надежную охрану, позволившую пережить это страшное время, нам обеспечил World ORT.


  А в июне начался вооруженный конфликт между кыргызской и узбекской общинами на юге Кыргызстана. Там творилось страшное – пожары, убитые, раненые… Наш Бишкек как замер: люди разговаривали тихо-тихо. И были два главных чувства: желание как-то помочь, чтобы этот ужас прекратился, и страх за то, чтобы межэтнический конфликт не переместился на север страны и к нам, в Бишкек. 
А в местной желтой прессе публиковались откровенно антисемитские статьи…
В итоге, конфликт не вышел за пределы юга Кыргызстана и утих. А ощущение того ужаса так и осталось.
  Ну, а главное потрясение постигло нашу общину в сентябре, в первый день
 Рош-Ашана. За 30 минут до начала праздника в синагоге был совершен террористический акт – на ее территории была взорвана бомба. Потом говорили, что Б-г нас уберег – были разрушены постройки во дворе синагоги, а люди чудом не пострадали.
Вот тут-то почти в каждом из наших домов стал активно обсуждаться вопрос о том, останется ли у нас еще право на выбор, и не пора ли собирать чемоданы. 


И все-таки мы верим!


Наши родители приходили с родительских школьных собраний и с общинных сборов и рассказывали дома о том, как пытается община противостоять шквалу антисемитизма, о многочисленных письмах в различные инстанции от Правления общины с требованиями повлиять на ситуацию.
Кыргызам никогда не был свойственен антисемитизм. Кто-то очень грамотно «поджег» ситуацию. Потому-то важно было остановить нападки на евреев, загнать «джина» назад, «в бутылку»…
Долго эти попытки оставались безответными. А потом была «первая ласточка». Появилась обратная связь. Она проявилась, в том числе, и за счет тех людей нашей общины, кто, сделав многое для общины и Кыргызстана при жизни, сумел помочь общине уже уйдя из жизни…
  Рассказывая об известных евреях-кыргызстанцах, мы рассказали о Фишере Яне Ефимовиче.  Летом 2010 года он, блестящий строитель, был назначен руководителем работ по восстановлению южных областей Кыргызстана от последствий межэтнического конфликта. Год он проработал на восстановлении сожженных городов и сёл без сна и без отдыха. А потом сердце не выдержало, и его не стало…
На прощании с ним выступала Президент переходного периода Роза Отунбаева. Расплакавшись, она рассказала всей стране о том, как ходила с нашим Фишером по горящему городу Ош, когда вокруг стреляли, когда разбежалась вся милиция, и невозможно было увидеть ни одного человека в форме. А Фишер ходил по горящему городу, никого и ничего не боясь – разговаривал с людьми и планировал, что и где он будет строить. Он многое из этого успел…
  А вскоре в школу было передано письмо для всей еврейской общины Кыргызстана. Впервые с момента начала антисемитской кампании, еврейская община и наша школа, в том числе, получила слова поддержки от Президента страны.
продолжение
Нет, это не остановило полностью антисемитскую грязь и нападки на евреев, однако поддержало общину и вселило в нее робкую надежду на то, что мы по-прежнему остались частью общего – не только переживаний, но и надежд.

Процесс продолжился. В конце 2011 года был избран новый Президент Кыргызстана. И, как говорят у нас в школе и родители дома, число антисемитских проявлений резко снизилось.


  И мы надеемся, что все будет хорошо, что мы сохраним право и возможность собственного выбора нашего будущего!

Авторы: Бельская Анастасия, Жунусов Азат, Жунусова Айзат

Комментариев нет:

Отправить комментарий