Река в Океане
Человеческое сообщество действительно подобно потоку, состоящему из миллионов струй и течений: рас и государств, этносов и субэтносов, языков, конфессий и, конечно, из миллиардов «капель» - людских судеб. На протяжении веков этот поток промывал «новые русла» - устремлялся в иных направлениях, перемещая людей в новое этнокультурное окружение. Именно этот поток захватил и принёс евреев в Центральную Азию, в Кыргызстан.Формирование еврейской диаспоры в Кыргызстане началось только во второй половине 19 века, после присоединения Средней Азии к Российской Империи. Она складывалась из представителей двух ветвей еврейского этноса: европейских евреев – ашкеназов и среднеазиатских бухарских евреев. Каждая часть традиционно держалась компактной общиной, соблюдая установившийся у них много столетий назад уклад жизни.
После установления большевистской власти численность еврейской диаспоры Кыргызстана стало быстро увеличиваться. В эпоху сталинских репрессий еврейская диаспора Кыргызстана понесла существенные потери. Были арестованы и расстреляны или посажены в тюрьмы наиболее активные её представители. Однако в это же время республика стала местом политической ссылки. Среди сосланных во Фрунзе и другие города были евреи из Польши, Румынии и республик Балтии.
В годы Великой Отечественной войны число еврейского населения в Кыргызстане увеличилось, так как из 150-тысяч эвакуированных в республику 26-тысяч составляли евреи. Они работали во всех сферах хозяйства республики, пополнили ряды деятелей науки, литературы и искусства. К примеру, во Фрунзе был эвакуирован из Львова Варшавский еврейский театр во главе со всемирно известной актрисой Идой Каминской, а также Государственный симфонический оркестр СССР, под управлением Натана Рахлина.В далёкие довоенные и тяжёлые годы именно профессора М. Е. Фридман и А. Л. Брудный проводили сложные хирургические операции и по праву считаются одними из организаторов хирургической службы в Кыргызстане. Среди приехавших оказалось много верующих евреев, благодаря которым религиозная жизнь была оживлена. В конце 1941 года во Фрунзе была основана синагога. Чуть позже синагоги открыли свои двери в таких городах, как Джалал-Абад и Кант.
Евреи, призванные из Кыргызстана в ряды Советской армии, принимали активное участие в боевых действиях против фашистской Германии. Храбрость и мужество многих из них отмечены орденами и медалями. Важно отметить, что не было ни одной отрасли в политической, экономической, культурной жизни республики, где бы евреи не оставили заметный след. Их активность объясняется не только умом, трудолюбием, но и тем, что в Кыргызстане гораздо слабее выражался антисемитизм, ставший с конца 40-х годов частью государственной политики СССР.
Тем не менее, признаки антисемитизма проявлялись здесь с конца 40-х, начала 50-х годов. В начале 1950-х годов были закрыты синагоги. Заметный всплеск национализма произошёл во время печально знаменитого «Дела трикотажников» (1962г.), когда группа хозяйственных работников была обвинена в «хищениях государственной собственности в особо крупных размерах» и расстреляна по приговору суда. Почти все казнённые были евреями. (См. вкладка «Дело трикотажников») Будучи в таком непростом положении, у большинства еврейских семей появилось желание эмигрировать в Израиль, что предавалось строгому общественному осуждению.
Ситуация начала стремительно изменяться только во второй половине 80-х годов, в период развала СССР. В условиях демократизации общественной жизни в Кыргызстане стали складываться национально-культурные организации. На рубеже 1990 годов группа активистов, возглавляемая Эсфирь Серебро, организовала ОЕКК – Общество Еврейской Культуры Кыргызстана «Менора».(См. вкладку «Известные люди») При нём позже открылась еврейская воскресная школа и продолжает работать синагога. ( См.вкладку «видео», интервью с раввином) В 1993 году Х. Хохштейном была основана Частно-государственная еврейская школа «При Эц Хаим», директором которой много лет является Крицман В. С.(См. вкладку «Наша школа») С 1996 года жизнь общины освещает газета «Мааян», главным редактором которой является Л. Я. Зеличенко. С 1997 года действует созданный при поддержке ДЖОЙНТа Благотворительный еврейский фонд «Хесед Тиква». Главной задачей этих организаций является сохранение традиционных ценностей еврейской культуры, путём создания культурно-образовательных программ. (См. вкладку «видео», интервью с ветераном ВОВ)
Сегодня немало евреев успешно трудятся в республике на ниве здравоохранения, народного образования. Большой вклад в развитие этих отраслей внесли многие евреи. У истоков санитарно-эпидемиологичкской службы Кыргызстана стоял Б. М. Шапиро, бывший первым заместителем министра здравоохранения КР. (См. вкладку «Известные люди») Делу обучения и воспитания молодёжи посвятили себя Л. Пожаров, Е. Якир, Я. Гантман; всей республике известно имя Льва Шагалова – бессменного в течение многих лет директора Лебединовской средней школы №1, художника Алексея Николаевича Каменского,писательниц сестёр Каменецких, поэта Анеса Зарифьяна,
Среди евреев, живущих в Кыргызстане, немало видных организаторов сельского хозяйства, среди них – бывший заместитель председателя Госагропрома республики Марк Орёл, Борис Орёл и другие. На сегодняшний день Марк Орёл является председателем общества еврейской культуры Кыргызстана «Менора», избранный на этот пост после Б.М. Шапиро. (См. вкладку «Известные люди»)
Представители еврейской диаспоры также занимали руководящие должности в правительстве. Ян Фишер являлся вице – премьер – министром КР с 1993 – 1994 гг. (См. вкладку «Известные люди»)
В настоящее время в еврейской общине зарегистрировано порядка 1,5 тысяч человек. Более 80% проживает в столице, но кроме этого, небольшие группы евреев живут в городах Ош, Кызыл-Кия, Каракол, Токмак, Кант и др. Все они составляют части единой семьи. Еврейская диаспора в Кыргызстане по-прежнему продолжает существовать и осуществлять своё право выбора будущего. И более того, активно проявляет себя рекой в Океане Человеческих Судеб.
Бишкек изготовитьпечать штамп
ОтветитьУдалить